Архив за месяц: Февраль 2013

Краткая заметка по истории фотографии

27.02.2013 00:37 (среда)
Недавно я нашел встречу вконтакте, где организатор предлагал обсудить книгу Сюзан Зонтаг о фотографии. Я давно (может быть пару лет назад) читал эту книгу и решил, что возможно стоит поучавствовать в обсуждении этой книги.

Но к моему великому разочарованию, почти все что я прочитал выветрилось у меня из головы. Поэтому я решил освежить свои знания и прочитал краткое изложение этой книги. Другая сложность для меня, то что я читал эту книгу на английском, а обсуждать придется на русском, и я просто не знаю перевода на русский язык некоторых терминов и образов. Ну да ладно. Я попробую. Нижеследующий текст будет про историю фотографии и контекст в котором появилась книга Зонтаг.

Значение этой книги в истории очень велико. Фактически она стала одной из первых попыток осмысления современной фотографии.

К тому времени как Сюзан Зонтаг написала свою книгу, фотография существовала уже больше ста лет. И все эти сто лет шли дебаты, про то как относится фотография и искусство.

Еще Генри Фокс Талбот задавался вопросами (1840 год, если я правильно запомнил): является ли фотография объективным процессом? И является ли фотография искусством? Эти вопросы связаны с пониманием искусства, как субъективного процесса. То есть, искусство — суть переработка реальности в субъективное самовыражение художника (скульптора и т.п.).

В то время (а многими и сейчас), фотография воспринималась как объективный процесс. Ведь свет падает на фотопластинку (позже пленку и сейчас на матрицу фотоаппарата), проясходят разные «объективные» химические реакции, и мы видим «объективный» результат. Точное отражение того света который упал на фотопластинку. И такое восприятие фотографии порождает серьезные проблемы для фотографов которые считают себя художниками.

Одной из первых кто обратил на это внимание, была леди Истлейк. Она, в 1857 году, задала всем фотографам вопрос: покажите, как объективный процесс фотографии добавляет достаточно субъективности, чтобы фотография считалась искусством? А если этот процесс субъективности не добавляет, то может быть фотография не искусство?

Фотографы сказали: «Challenge accepted!» И следующие 100 лет посвятили поиску ответа на этот вопрос.

Первыми были пикториалисты. Для ответа на этот вопрос они использовали фотошоп, который в то время находился в состоянии глубокой альфа-версии и представлял собой разные инструменты и химикаты. Благодаря этому они старались сблизить свои фотографии с живописью. Мягкие линии, плавные переходы, и т.п. Цель всего этого была одна: сблизить фотографию и живопись.

Но это движение не продержалось долго. В начале 20го века в искусстве появился модернизм. И от художника потребовалось не только субъективное восприятие реальности, но и способность использовать уникальные свойства выбранной им техники (живописи, архитектуры, скульптуры и т.д.) В фотографии такими уникальными свойствами оказались возможность появления случайных элементов в кадре, правдивое отображение субъекта и, что важнее всего, объективность. И в начале 20го века у фотографов появилось понимание, что эти свойства надо подчеркивать, а не подавлять (как делали пикториалисты).

В общем у сторонников прямой фотографии (как назвали новое направление) появилась увлекательное занятие: попытаться найти способ доказать, что фотография субъективна, через ее объективность. А ведь это прямо противоположные вещи. Одним из первых кто предложил решение этой дилеммы стал Пол Стренд. Он указал на то, что фотография хоть и является объективным процессом, но композицию создает все-таки фотограф.

Идея, что фотограф добавляет субъективности в свои фотографии через композицию была вдохновляющей. И в первой половине 20го века она захватывает умы фотографов. Появляются работы таких фотографов как Эдвард Вестон, Анри Картье-Брессон и Роберт Франк (про его The Americans можно говорить долго, у меня она есть и я ее очень люблю), и чуть позднее Дианы Арбус.

К 60-м годам фотография становится по настоящему массовой (первые пленочные инстаграммы) и ее начинают воспринимать серьезно исследователи и историки. И первым делом они поставили под вопрос саму объективность фотографии. И то, что смысл фотографии в том, что на ней изображено.

Основой для сомнений в объективности фотографии стали открытия в психологии восприятия. В середине 20го века психологи провели эксперементы и стало ясно, что люди часто не замечают, то что видят (Мой любимый эксперимент — с «невидимой» гориллой, я ее и сам не видел). Процесс человеческого восприятия — это продукт памяти и ожиданий, а они всегда субъективны. И фотография это похожий продукт, и хотя сам фотопроцесс объективен, восприятие фотографии — нет.

На этом фоне Сюзан Зонтаг писала свою книгу. Она писала, что фотография, хотя и является лучшим из известных отражений реальности, на самом деле лишь создает параллельную реальность. Мы знаем о мире только то, что мы видели на фотографиях. Фотография — это фальшивое, но убедительное знание «настоящего». Фотографируя — мы становимся обладателями того, что сфотографировали, а камера — средство которое превращает вещи в символические объекты, которыми мы владеем.

Сюзан Зонтаг пишет, что фотография делает вещи одинаково неважными. С изобретением фотографии появилась идея о ценности изображения, и то, что это изменило саму реальность. Как говорит мой друг: «зачем тебе туда ездить? Накачай фотографий из интернета и посмотри».

Фотография — это чистый сюрреализм. Ведь фотография создает параллельный мир, который находится всегда в прошлом, он загадочный и иррациональный. Она позволяет фотографу перейти через границы пространства, социальные, моральные, исторические.

Сюзан Зонтаг не была фотографом, и ее исследование фотографии было эмпирическим. Большинство фотографов отметило, что ее попытки анализа фотографий любительский и примитивный. Но именно ее книга стала толчком к исследованию фотографии как феномена искусства.

В конце концов ее книга повлияло на то, что сейчас серьезные исследователи не сомневаются в том, что фотография может быть искусством. Ответ на вопрос, является ли фотография искусством, который всех мучал был найден. Впрочем, каждому, кто пытается создать что-то свое приходится искать свой ответ.

— Михаил Конинин

PS: Так как я пишу это в 2 часа ночи я не буду расписывать все направления фотографии, и то, как они отвечали на вопрос про искусство. Кроме того, были другие направления фотографии, которые отстаивали то, что фотография — не искусство. Визуальная антропология, например.
PPS: Половину того, что написала Зонтаг я не понял и поэтому половину даже не стал описывать. Я надеюсь потом купить ее книгу на русском языке, может быть без перевода мне будет проще.

Вьюга / 25.02.2013

Сегодня я нашел себе новое развлечение. Полчаса бегал за метелью.

Сначала было пасмурно и шел сильный снег. Я никак не мог найти что бы поснимать. Но к счастью, выглянуло солнце и подул ветер. И я увидел
как красиво смотрятся снежные вихри в контровом свете.

Я снимал и снимал. Жаль, ветер был порывистый, и он периодически замирал. Но только, чтобы задуть в другом месте с новой силой. Из-за этого пришлось, то стоять и ждать, то бежать в другое место.

Но в итоге я нашел тропинку, которая так мило сияла свежевыпавшим снегом. Но еще больше мне понравились окружающие деревья, между которыми задувала вьюга.

 В итоге я остался доволен. Фотографии получились примерно так, как я и задумывал. Под конец моей прогулки получилась еще одна картинка. Где-то в далеке дует метель и сквозь нее идут две женщины. Хотя мне кажется, для большего драматизма нужна более пасмурная погода.

Но скоро весна и я фотографию последние зимние метели.

Чемпионат по сноуборду / 16.02.2013

Несколько дней назад был на соревнованиях по сноуборду, на Горской.

Погода была замечательная. Светило солнце, правда было слегка холодно (градусов 20), но вполне терпимо. По крайней мере, я почти не замерз.

Я пришел поздно и сами соревнования были уже в разгаре.  Я немного поснимал, ничего интересного не получалось. Лишь пара снимков.

Большую часть снимков я испортил, пока пытался снять сноубордистов с проводкой с минимального расстояния на широкий угол. Я люблю их снимать на широкий угол. Хотя
приходится подползать совсем близко. И не всегда есть возможность. Обычно с широкоугольным объективом получается снимать лыжников/сноубордистов и велосипедистов. К остальным сложно подойти близко, да и страшно. Даже в этот раз меня пару раз чуть не переехали ребята со стедикамами, которые снимали попытки.

Я уже пару лет их снимаю и все хочу снять так, чтобы получилось будто он парит над городом. Хотелось бы еще какой-то эффектный жест и чтобы выражение лица было видно. Наверное, хочется снять чтобы было ощущение полета. И свободы, наверное, для этого нужен город.

Вообще в этот раз что-то похожее получилось. В этой фотографии мне нравится то, что виден весь город. Хотя из-за проводки он чуть-чуть размыт. И я даже не знаю, может стоило снять так, чтобы он тоже резкий был. Но получилось все равно не плохо.

Еще мне нравится отстутсвие других людей на склоне. Обычно там толпы людей катаются и они слегка мельтяшат в кадре. Так получилось, что это я снимал уже после завершения самих соревнований, когда все спортсмены уже пошли отмечать в клуб.

Вчера я напечатал эту фотографию на А3, чтобы посмотреть как она выглядит. На большом формате она выглядит так как я и предполагал. Лучше заметен блур на городе, но сама фигура четче.

Я снял несколько похожих фотографий. Вторая фотография мне тоже нравится. Здесь лучше получился жест, эта вытянутая вверх рука. Но тут меньше видно город, хотя сам сноубордист получился выше и энергичнее. Но с городом мне все равно больше нравится.

А еще мне нравится зеленый цвет его костюма, и как он подходит к цвету неба.

Другие фотографии получились либо со спины, либо размытые, хотя тоже не плохие, но все же что-то не то.

В следующий раз попробую снимать чтобы все было резко, посмотрю насколько это будет интереснее. Еще надо попробовать стоять чуть выше, чтобы снимать спину и город, и ниже, чтобы снять лицо крупнее.

Закат на набережной / 09.02.2013

На днях сходил поснимать закат на набережной. Было довольно холодно, и благодаря этому было ясно. Фотографии получились хорошие, мне даже самому понравились.

Обнаружил, что надо почистить матрицу. Когда вернулся, почистил, теперь стало лучше.

Еще заметил, что Обь не замерзла. В центре реки открытая вода и постоянно идет пар. Меня это сильно заинтересовало, потому что на закате этот пар так интересно подсвечивается. На ближайшее будущее подумал, что надо спустится на лед и подойти поближе к этой полынье. И на закате поснимать солнце с подсвечивающимся ледяным туманом, ну и, ествественно, с мостом нависающим над рекой. Снимать надо широкоугольником, для большей драматичности.

Дальше еще несколько фотографий