Архив за месяц: Февраль 2015

Ответственность и правда в фотографии / 28.02.2015

Ответственность и правда в фотографии

Когда я вижу фотографию какого-то места, я иногда задумываюсь: чтобы бы я подумал, если бы я был оттуда? Если бы я был, например, из Конго, чтобы я подумал или почувствовал, когда увидел пестро-красочные фотографии Ричарда Мосса (Richard Mosse), которые стали таким большим хитом арт-мира? Чтобы я почувствовал, когда услышал заявления, что эти фотографии стали новым подходом к военной фотографии?

Я не знаю ответа на этот гипотетический вопрос. Это правда, я бы мог просто спросить людей из Конго, что они думают. Но тогда возникает вопрос, должен ли артист изображать место так как хотят видеть его те, кто там живет? Это ли главная цель искусства? Удовлетворять, успокаивать, делать нам приятно?

Читать далее Ответственность и правда в фотографии / 28.02.2015

Цитата / 26.02.2015

«Иногда точка зрения, с которой подходят к произведению искусства, бывает явно недостаточна. Вот обычная „недостаточность“: портрет рассматривают только так: „похож“ он или не „похож“ на оригинал. Если не похож — это вообще не портрет, хотя это, может быть, прекрасное произведение искусства. А если просто „похож“? Достаточно ли этого? Ведь искать похожести лучше всего в художественной фотографии. Тут не только похожесть, но и документ: все морщинки и прыщики на месте. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека.



Это знают и хорошие фотографы, стремящиеся ухватить подходящий момент для съёмки, чтобы не было в лице напряжённости, связанной обычно с ожиданием съёмки, чтобы выражение лица было характерное, чтобы положение тела было свободным и индивидуальным, свойственным данному человеку. От такой „внутренней похожести“ многое зависит в том, чтобы портрет или фотография стали произведениями искусства. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции. Если вы привыкли отождествлять красоту портрета с красотой того, кто изображён на нём, и думаете, что не может быть особой, живописной или графической красоты портрета, вне зависимости от красоты изображаемого лица, — вы ещё не можете понимать портретной живописи».


-— Дмитрий Сергеевич Лихачёв