Ответственность и правда в фотографии / 28.02.2015

Ответственность и правда в фотографии

Когда я вижу фотографию какого-то места, я иногда задумываюсь: чтобы бы я подумал, если бы я был оттуда? Если бы я был, например, из Конго, чтобы я подумал или почувствовал, когда увидел пестро-красочные фотографии Ричарда Мосса (Richard Mosse), которые стали таким большим хитом арт-мира? Чтобы я почувствовал, когда услышал заявления, что эти фотографии стали новым подходом к военной фотографии?

Я не знаю ответа на этот гипотетический вопрос. Это правда, я бы мог просто спросить людей из Конго, что они думают. Но тогда возникает вопрос, должен ли артист изображать место так как хотят видеть его те, кто там живет? Это ли главная цель искусства? Удовлетворять, успокаивать, делать нам приятно?

По тому как я сформулировал предыдущие вопросы, вы уже догадались, что мой ответ: Нет, это не то что должно делать произведение искусства, хорошее произведение искусства. Артист (фотограф, художник, писатель, …) должен заботиться о том, чтобы делать то, что он считает своим долгом, и если это задевает людей в Конго, Аппалачах или где-то еще – то пусть будет так.

Может показаться, что я сделал ошибку в определении, что такое хорошее произведение искусства. Не совсем так. Произведение искусства не станет хорошим, только если автор будет создавать его как он считает должным. Нужно много всего, чтобы произведение искусства стало хорошим. Но оставаться верным тому, что считаешь своим долгом – это первый шаг. Без него, и я готов спорить об этом, хорошего произведения искусства не получится. Получится только материал для туристических брошюр, пропаганда, реклама или что угодно: плохое искусство; искусство, которое подписывается под идеологией; искусство, которое позволяет идеологии диктовать направление; искусство, которое контролирует внимание зрителя.

В этой дискуссии фотография все еще находится в сложном положении. Маловероятно, что художник когда-либо столкнется с претензиями, которые часто предъявляют фотографам. Про живопись очевидно, что она искусственна, тогда как про фотографию – нет. Вы можете снять фотографию такой, что она будет абсолютно искусственной (как и все фотографии), но одновременно будет выглядеть так, как будто это объективное отображение того, что было перед камерой.

Эта территория где многие люди все еще плохо ориентируются. Ведь если камера – это маленькая “машина”, которая честно записывает то, что перед ней и воспроизводит только это, то очевидно, что если возникает проблема, то виноват фотограф. Но камера все-таки не просто “машина”. Она никогда не записывает только то, что перед ней. А те ступени которые лежат между нажатием кнопки затвора и отображением получившейся картинки (в любом виде) делают связь между реальностью и изображением очень и очень сложной.

Так что для начала, чтобы понять, что такое произведение искусства в контексте фотографии, мы должны понять природу самой фотографии. И ответить на вопрос, до какой степени и как она изображает реальность (как бы мы не определили ее) и насколько честно (как бы мы не определили это).

По большей части, ответственность фотографа происходит из его понимания того, какие свойства есть у фотографии. Если вы верите, что камера — это инструмент который честно записывает только то, что находится перед объективом, то вы, вероятно, будете требовать того же от его оператора.

Но если вы верите, что то огромное число решений, которые принимает фотограф ведут к чему-то, хотя и имеющему отношение к находящемуся перед камерой, но все-таки к интерпретации реальности, а не к ее копированию, то вы скорее всего будете смотреть на обязанности фотографа совсем по-другому. В этом случае его долг — это быть верным его собственным намерениям, которые в идеале, должны быть основаны на понимании того, что делает камера.

Эти две точки зрения очень близки, если говорить о процессе съемки. В обоих случаях, то как фотограф понимает свойства фотографии, то он и делает своим долгом: вот это то, что камера позволяет мне сделать, это то, что камера может сделать и все это я буду использовать чтобы все сделать правильно.

Где они различаются, так это в их подходе к правде. В первом случае, мы имеем дело с правдой в форме Истины: о том, что мир, который мы видим, мы все видим одинаково (хотя в реальности, «машины», которые управляют глазами, наши мозги, все очень разные). Во втором случае, мы имеем дело с тем, что мы можем назвать “правдой фотографа”. Правда фотографа – это, в сущности, то что фотограф хочет, чтобы мы увидели. Это единственная правда доступная фотографии, и это возвращает меня к тому, почему фотография до сих пор вызывает затруднения.

Правда фотографа от части состоит из его понимания, что фотография делает и как она делает это. И фотограф должен понимать и владеть тем процессом, который он использует чтобы создавать изображение, будь это камера 8х10, смартфон или любая другая камера, так же как художник должен понимать, как краски ложатся на холст.

Хорошее произведение искусства делается грамотным художником, вне зависимости от того, нравится вам это произведение или нет. И этого достаточно для существования критиков, ведь кто-то должен взять на себя труд посмотреть на произведение искусства и решить сделано ли оно хорошо. То есть в соответствии с принципами, которые определены в контексте произведения. Эти принципы могут различаться очень сильно в зависимости от направления искусства и поэтому посторонним людям бывает сложно понять, что такое изображено. Мысль что “ребенок сделает так же” происходит именно отсюда, большая ошибка о кажущейся простоте формы простого искусства. К сожалению, для фотографов, их искусство одно из “простых” – ведь всего-то нужно, что нажать кнопку?

Что мы можем сказать о фотографиях Мосса из Конго, так это то что они, очевидно, сделаны очень грамотно вне зависимости от того, нравятся ли они нам или нет, и согласны ли мы с их посланием. Кроме этого, остальные рассуждения сомнительны. Ведь как, все-таки, мы будем определять, что такое хорошее произведение искусства? И если учесть сколько бумаги (и электричества) люди потратили, пытаясь дать определение этому, то я не буду углубляться в это.

Вместо этого, я хочу сосредоточиться на том факте что, хотя фотография взята из мира, она не сам мир. И мы не должны забывать об этом фундаментальном различии, когда обсуждаем художественную фотографию. Мы можем видеть только правду фотографа, правду которая существует в вещах, некоторые из которых представлены перед камерой, но многие другие вещи представлены только в его сознании. И это та правда с которой нам приходится иметь дело в фотографии. И это может быть не наша правда. И это может не быть даже правдой большинства.

Как я отметил раньше, потворствовать аудитории – это не дело художника. Напротив, его обязанность – представить нам свою правду с тем чтобы мы могли исследовать свою собственную. Ведь может быть мы все ошибаемся? Может быть есть другой взгляд на вещи? Эти вещи все еще тяжело воспринять, когда дело доходит до фотографии из-за ее кажущейся простоты. Но мы все хорошо знаем, что даже галереи в Фейсбуке не являются честным отображением жизни людей. Они тщательно курируются. Они пропагандируют (хотя одни пропагандисты умнее других).

Фотографии не лгут. Сказать, что эта фотография лжет значит поверить, что где-то существует такая вещь как объективно правдивая фотография. Такой никогда не будет. Все фотографии представляют нам правду их создателя. И вопрос не в том, какое отношение эта правда имеет к Истине. Вопрос в том, что фотографии говорят нам о нашей собственной правде, об убеждениях, которые мы принимаем за истину, и к которым так одержимо привязаны, и о том, что мы видим.

И ответственность фотографа не представить нам Истину. Его долг представить нам такую правду, которая заставит нас пересмотреть (а не только подтвердить) наши собственные представления о правде. Только таким образом фотография может быть искусством. И если все это сделано правильно, то у нас получится хорошее произведение фотографического искусства. Но это “хорошее” получается не из наших желаний. Оно получается из того, что мы испытали, нравится нам то или нет.

Автор: Jörg M. Colberg, Conscientious Photography Magazine
Перевод: Михаил Конинин, 28.02.2015
Оригинал: http://cphmag.com/responsibility_truth/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *